Информационное письмо № 72/1461 от 01.06.2020
Информационное письмо № 72/1461 от 01.06.2020
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данным Постановлением.
Приказом Минтранса Российской Федерации от 05.12.2011 № 303 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах (далее – Порядок).
Порядок устанавливает принципы ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности (далее - раздельный учет), связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий (далее - субъекты регулирования) в аэропортах, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются и контролируются государством в соответствии с законодательством Российской Федерации при определении фактических доходов и расходов по данным услугам (далее - регулируемые услуги).
В соответствии с Порядком субъекты регулирования ведут раздельный учет доходов и расходов по следующим видам регулируемых услуг:
обеспечение взлета и посадки воздушных судов;
обеспечение стоянки воздушных судов;
предоставление аэровокзального комплекса;
обеспечение авиационной безопасности;
обслуживание пассажиров;
обеспечение заправки воздушных судов авиационным топливом;
хранение авиационного топлива.
Основным принципом организации раздельного учета является установление взаимосвязи между услугами, оказанными субъектами регулирования в аэропортах, и возникающими в связи с оказанием соответствующих услуг доходами и расходами.
Раздельный учет доходов по видам услуг производится непосредственно при начислении доходов в бухгалтерском учете.
Для целей ведения раздельного учета расходов субъектом регулирования определяется состав производственных процессов (операций, функций), осуществляемых при оказании конкретных услуг. При ведении раздельного учета расходов по оказанию соответствующих видов услуг данные формируются по каждому определенному производственному процессу (операций, функций) путем их обоснованного распределения.
При ведении раздельного учета необходимо руководствоваться критериями существенности, экономической целесообразности детализации учета, полноты и непротиворечивости информации.
Состав производственных процессов (операций, функций) по видам регулируемых услуг определен приказом Минтранса России от 02.10.2000 № 110 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации» и приказом Федеральной службы воздушного транспорта от 15.05.2000 № 125 «Об аэронавигационных и аэропортовых сборах за обслуживание воздушных судов иностранных эксплуатантов в воздушном пространстве и аэропортах Российской Федерации».
Для ведения раздельного учета субъекты регулирования разрабатывают перечень статей доходов. Построение перечня должно обеспечивать формирование информации о полученных доходах по видам оказываемых услуг, необходимой для ведения раздельного учета доходов и расходов, а также решения других задач, связанных с обоснованием устанавливаемых тарифов.
Согласно пункту 2.8. Порядка структура статей доходов субъекта регулирования применительно к деятельности по оказанию регулируемых услуг должна предусматривать, как минимум:
вид услуг (наименование сбора, тарифа);
вид потребителей (потребитель, иностранный эксплуатант);
вид перевозки (международные воздушные линии, внутренние воздушные линии);
наименование (номер) аэровокзального комплекса (пассажирского здания).
Раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций предполагает четкое разделение в учете доходов от различных видов деятельности, расходов по этим же видам деятельности, имущества и обязательств, относящихсяк различным видам деятельности посредством открытия к соответствующим синтетическим бухгалтерским счетам субсчетов первого порядка – по видам деятельности, а при необходимости и второго – по видам продукции внутри вида деятельности, третьего и т.д., с тем расчетом, чтобы, по данным бухгалтерского учета можно было определить себестоимость по каждому виду деятельности раздельно. Только таким образом можно обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
Разработанный порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в приказе об учетной политике или в локальном документе, утвержденном приказом по организации, или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать все правила касающиеся порядка ведения раздельного учета. При этом применяемый способ раздельного учета должен позволять однозначно отнести те или иные показатели к разным видам деятельности.
Обращаем Ваше внимание на то, что раздельный учет предполагает также раздельный учет прочих доходов/расходов. В учетной политике необходимо обратить внимание на распределение (детализацию) внереализационных (прочих) расходов и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения).
Организациям, осуществляющим деятельность, связанную с оказанием услуг субъектов естественных монополий в аэропортах, необходимо обязательно привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.
При установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов (затрат), относимых на разные регулируемые виды деятельности.
Первый заместитель министра А.А.Ананьев
Примечание: В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.
Информационное письмо в формате PDF