Информационное письмо № 72/1459 от 01.06.2020

01.06.2020

Информационное письмо № 72/1459 от 01.06.2020

   Министерство тарифной политики Красноярского края (далее – Министерство) информирует о следующем.

   В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» субъекты естественной монополии обязаны вести раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности.
   Положением о государственном регулировании цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах, аэропортах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Положение), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.04.2008 № 293, установлено, что государственное регулирование тарифов осуществляется на основе раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности субъектов регулирования.
   Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 22.09.2008 № 707 «О порядке ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий» субъекты естественных монополий ведут раздельный учет доходов и расходов по видам деятельности в порядке, утверждаемом федеральным органом исполнительной власти в соответствии с данным Постановлением.
   Приказом Минтранса Российской Федерации от 27.08.2015 № 268 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей (далее – Порядок).
   Вместе с тем Министерство отмечает, что в настоящий момент нормы Порядка применяются в отношении услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством, с учетом изменений, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2019 № 1923 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, касающиеся государственного регулирования цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в портах и услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей» (далее – Постановление № 1923).
   Порядок устанавливает принципы ведения раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности (далее - раздельный учет), связанной с оказанием услуг субъектов естественных монополий (далее - субъекты регулирования) в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, цены (тарифы, сборы) на которые регулируются государством в соответствии с законодательством Российской Федерации при определении фактических доходов и расходов по данным услугам (далее - регулируемые услуги).
   В соответствии пунктом 3 Порядка субъекты регулирования (коммерческие организации и бюджетные учреждения) ведут раздельный учет доходов и расходов по следующим видам регулируемых услуг (с учетом изменений, внесенных Постановлением № 1923):

1) в речных портах:
обеспечение безопасности плавания и порядка в порту;

2) по использованию инфраструктуры внутренних водных путей:
обеспечение безопасности плавания судов по внутренним водным путям.

   Основной целью раздельного учета является формирование информации о фактических доходах и расходах по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектами регулирования в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, необходимой для обоснованного принятия решения по установлению регулируемых цен (тарифов, сборов) федеральным органом исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное регулирование цен (тарифов, сборов) на данные услуги (далее - органы регулирования).
   Организация раздельного учета предусматривает установление взаимосвязи между услугами, оказанными субъектами регулирования в речных портах, услугами по использованию инфраструктуры внутренних водных путей и возникающими в связи с оказанием указанных услуг доходами и расходами.
   Раздельный учет ведется посредством регистрации и обработки информации о доходах и расходах по видам деятельности, связанной с оказанием регулируемых услуг субъектами регулирования в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
   Ведение раздельного учета осуществляется на основании данных бухгалтерского, оперативно-технического и статистического учета.
   Раздельный учет доходов по видам услуг производится непосредственно при начислении доходов в бухгалтерском учете.
   При ведении раздельного учета расходов субъект регулирования определяет производственные процессы (операции, функции), осуществляемые при оказании конкретных услуг, формирует данные о расходах по каждому определенному производственному процессу (операций, функции), признаваемых объектами калькуляции, путем их обоснованного отнесения к соответствующему виду услуг. Производственные процессы (операции, функции), выполняемые субъектами естественных монополий при оказании услуг в речных портах, приведены в приложении № 1 к Порядку, производственные процессы (операции, функции), выполняемые субъектами естественных монополий при оказании услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, приведены в приложении № 2 к Порядку.
  При ведении раздельного учета расходов, осуществляемого субъектами естественных монополий в части оказания услуг в речных портах, объекты калькуляции выделяются в зависимости от вида перевозок грузов (импорт, экспорт, транзит) и варианта перегрузочных работ, от видов грузов и требований по их хранению, а также в зависимости от состава оказываемых субъектом регулирования услуг пассажирам и утверждаемых ему органом регулирования тарифных ставок за эти услуги.
    При ведении раздельного учета расходов, осуществляемого субъектами естественных монополий в части оказания услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, объекты калькуляции не включают в себя операции и функции, связанные с оказанием и выполнением федеральными бюджетными учреждениями государственных услуг и работ в рамках государственного задания, финансовое обеспечение выполнения которого осуществляется в пределах бюджетных ассигнований из федерального бюджета на содержание внутренних водных путей и судоходных гидротехнических сооружений.
    Для ведения раздельного учета субъекты регулирования разрабатывают перечень статей доходов, который должен обеспечивать формирование сведений о полученных доходах по видам оказываемых услуг, необходимых для раскрытия информации о результатах раздельного учета доходов по регулируемым видам деятельности субъектов регулирования.
    В целях раздельного учета расходов по основной деятельности бюджетных учреждений, оказывающих услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, относятся затраты или доля затрат на содержание внутренних водных путей, содержание и эксплуатацию судоходных гидротехнических сооружений, оказание услуг по регулированию деятельности хозяйствующих субъектов внутреннего водного транспорта по вопросам, отнесенным к компетенции учреждения.
   Расходы субъектов регулирования, оказывающих услуги в речных портах и по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, формируются по видам деятельности, связанной с оказанием услуг субъектами регулирования в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.
   Субъект регулирования отражает результаты ведения раздельного учета в Сводной ведомости результатов учета доходов и расходов субъектов естественных монополий в речных портах, приведенной в приложении № 6 к Порядку, с расшифровкой расходов по регулируемым видам деятельности, связанных с оказанием услуг субъектами естественных монополий в речных портах, в соответствии с приложением № 7 к Порядку.
   Субъект естественных монополий, осуществляющий регулируемые виды деятельности в разных речных портах, составляет отчет по каждому порту (филиалу), а также в целом по субъекту регулирования.
   Субъект регулирования отражает результаты ведения раздельного учета в Сводной ведомости результатов учета доходов и расходов субъектов естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, приведенной в приложении № 8 к Порядку, с расшифровкой расходов по регулируемым видам деятельности, связанных с оказанием услуг субъектами естественных монополий по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, в соответствии с приложением № 9 к Порядку.
   Раздельный бухгалтерский учет хозяйственных операций предполагает четкое разделение в учете доходов от различных видов деятельности, расходов по этим же видам деятельности, имущества и обязательств, относящихсяк различным видам деятельности посредством открытия к соответствующим синтетическим бухгалтерским счетам субсчетов первого порядка – по видам деятельности, а при необходимости и второго – по видам продукции внутри вида деятельности, третьего и т.д., с тем расчетом, чтобы, по данным бухгалтерского учета можно было определить себестоимость по каждому виду деятельности раздельно. Только таким образом можно обеспечить формирование полной и достоверной информации о деятельности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности.
   Разработанный порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в приказе об учетной политике или в локальном документе, утвержденном приказом по организации, или нескольких документах, которые в совокупности будут содержать все правила касающиеся порядка ведения раздельного учета. При этом применяемый способ раздельного учета должен позволять однозначно отнести те или иные показатели к разным видам деятельности.
   При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами.
   Обращаем Ваше внимание на то, что раздельный учет предполагает также раздельный учет прочих доходов/расходов. В учетной политике необходимо обратить внимание на распределение (детализацию) внереализационных (прочих) расходов и расходов, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходы, относимые на прибыль после налогообложения).
   Организациям, осуществляющим деятельность, связанную с оказанием услуг субъектов естественных монополий в речных портах и услуг по использованию инфраструктуры внутренних водных путей, необходимо обязательно привести в соответствие бухгалтерский учет и обеспечить раздельный учет доходов и расходов по регулируемым видам деятельности.
   При установлении регулируемых тарифов не допускается повторный учет одних и тех же расходов (затрат), относимых на разные регулируемые виды деятельности.


Первый заместитель министра                                                                                                              А.А.Ананьев


Примечание: В соответствии с ч. 2 ст. 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), а равно иное нарушение установленного порядка ценообразования - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере пяти тысяч рублей; на должностных лиц - пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц - ста тысяч рублей.


Информационное письмо в формате PDF


Возврат к списку


Важные ссылки