ОТЧЕТ о деятельности министерства тарифной политики Красноярского края за 2022 год
ОТЧЕТ о деятельности министерства тарифной политики Красноярского края за 2022 год
МИНИСТЕРСТВО ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
ОТЧЕТ
от 14 марта 2023 года
О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ
КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ ЗА 2022 ГОД
ФУНКЦИИ,
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ МИНИСТЕРСТВА
ТАРИФНОЙ
ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
Министерство тарифной политики Красноярского края (далее - Министерство) является органом исполнительной власти Красноярского края, осуществляющим нормативное правовое регулирование в части государственного регулирования цен (тарифов) и государственный контроль в области их применения на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, Устава края, законов края, правовых актов Губернатора края и Правительства края.
В целях обеспечения единой государственной политики в области ценообразования в сферах деятельности, которые подлежат государственному регулированию тарифов (цен), на территории Красноярского края Министерство взаимодействует с органами государственной власти, в том числе федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, а также органами местного самоуправления, государственными и негосударственными организациями, учреждениями, предприятиями и иными организациями, гражданами по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в пределах своих полномочий, самостоятельно принимает решения.
Согласно Постановлению Правительства Красноярского края от 03.07.2018 N 380-п "Об утверждении Положения о министерстве тарифной политики Красноярского края" задачами Министерства являются:
1. Установление подлежащих государственному регулированию цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами, оказания транспортных услуг, оказания услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах субъектами естественных монополий, а также снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на уголь и нефтепродукты, предельных размеров оптовых и розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам на медицинские изделия, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень медицинских изделий, имплантируемых в организм человека при оказании медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, тарифов на перемещение и хранение задержанных транспортных средств и сроков оплаты стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств.
2. Соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии (мощности), а также теплоснабжающих организаций и потребителей тепловой энергии (мощности).
3. Недопущение установления для отдельных категорий потребителей льготных цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность) и теплоноситель за счет повышения цен (тарифов) для других потребителей.
4. Создание экономических стимулов обеспечения повышения энергетической эффективности систем теплоснабжения и электроснабжения и использования энергосберегающих технологий в процессах использования тепловой энергии (мощности) и электрической энергии (мощности).
5. Обеспечение соблюдения законодательства о регулировании цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, обращения с твердыми коммунальными отходами, деятельности субъектов естественных монополий.
6. Обеспечение соблюдения организациями, осуществляющими регулируемые Министерством виды деятельности, стандартов раскрытия информации в случаях, установленных действующим законодательством.
7. Содействие развитию конкуренции в областях (сферах) электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, энергосбережения и повышения энергетической эффективности.
Ценовая политика в Красноярском крае проводится в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации и Красноярского края, направлена на сдерживание необоснованного роста регулируемых тарифов (цен), осуществление контроля за соблюдением порядка формирования и применения регулируемых цен и тарифов, оказание методической и практической помощи органам местного самоуправления, предприятиям и организациям.
В рамках реализации возложенных задач Министерство осуществляет следующие функции:
1. Разработка и представление Губернатору края, в Правительство края проектов законов края, проектов правовых актов Губернатора края, проектов правовых актов Правительства края в областях (сферах) государственного управления, в том числе по следующим вопросам:
1) установление предельного размера платы за проведение технического осмотра транспортных средств;
2) утверждение положения о региональном государственного контроле (надзоре) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
3) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
4) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
5) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
6) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) в сферах естественных монополий;
7) утверждение положения о региональном государственном контроле (надзоре) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения.
2. Установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
3. Установление цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
4. Установление сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков электрической энергии.
5. Установление цен (тарифов) или предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), произведенную на функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии квалифицированных генерирующих объектах и приобретаемую в целях компенсации потерь в электрических сетях.
6. Установление предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, произведенную на генерирующих объектах, расположенных на территориях указанных технологически изолированных территориальных электроэнергетических систем, и потребляемую объектами, введенными в эксплуатацию после 1 июля 2017 года, в целях заключения двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии на срок не менее пяти лет в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике.
7. Установление цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в пределах установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
8. Установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
9. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов.
10. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельных (минимального и (или) максимального) уровней указанных тарифов, а также тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.
11. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям тепловой энергии (мощности), другим теплоснабжающим организациям.
12. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя.
13. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) платы за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии.
14. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
15. Установление (за исключением ценовых зон теплоснабжения) тарифов на горячую воду, поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения).
16. Установление в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность).
17. Установление в ценовых зонах теплоснабжения тарифов на теплоноситель в виде воды, поставляемый едиными теплоснабжающими организациями потребителям и теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), за исключением случая, когда поставку указанного теплоносителя осуществляет теплоснабжающая организация, владеющая на праве собственности или на ином законном основании источником тепловой энергии, потребителю, теплопотребляющие установки которого технологически соединены с этим источником тепловой энергии непосредственно или через тепловую сеть, принадлежащую на праве собственности и (или) на ином законном основании указанной теплоснабжающей организации или указанному потребителю, если такие теплопотребляющие установки и такая тепловая сеть не имеют иного технологического соединения с системой теплоснабжения и к тепловым сетям указанного потребителя не присоединены теплопотребляющие установки иных потребителей.
18. Установление в ценовых зонах теплоснабжения тарифов на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленных в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию.
19. Установление в ценовых зонах теплоснабжения тарифов на товары, услуги в сфере теплоснабжения в случаях, указанных в частях 12.1 - 12.4 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
20. Установление в ценовых зонах теплоснабжения платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, применяемой в случае, если стороны договора на подключение (технологическое присоединение) не достигли соглашения о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
21. Осуществление в ценовых зонах теплоснабжения индексации тарифа на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя, установленного для соответствующей теплосетевой организации и действующего на дату окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения, в целях осуществления расчетов за оказываемые услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя в случаях возникновения разногласий в отношении цены на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя между единой теплоснабжающей организацией и теплосетевой организацией.
22. Осуществление в ценовых зонах теплоснабжения индексации ставки за тепловую энергию двухставочного тарифа, установленной для соответствующей теплоснабжающей организации и действующей на дату окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения, в целях осуществления расчетов за произведенную тепловую энергию (мощность) в случаях возникновения разногласий в отношении цены на тепловую энергию (мощность) между единой теплоснабжающей организацией и собственником или законным владельцем источников тепловой энергии, в отношении которых принято решение о приостановлении вывода указанных источников тепловой энергии из эксплуатации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
23. Осуществление в ценовых зонах теплоснабжения индексации величины расходов на топливо, отнесенных на одну гигакалорию тепловой энергии, отпускаемой в виде пара и (или) воды от источника (источников) тепловой энергии, и учтенных в одноставочном тарифе, установленном для соответствующей теплоснабжающей организации и действующем на дату окончания переходного периода в ценовых зонах теплоснабжения, в целях осуществления расчетов за произведенную тепловую энергию (мощность) в случаях возникновения разногласий в отношении цены на тепловую энергию (мощность) между единой теплоснабжающей организацией и собственником или законным владельцем источников тепловой энергии, в отношении которых принято решение о приостановлении вывода указанных источников тепловой энергии из эксплуатации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
24. Утверждение тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
25. Установление предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
26. Установление снабженческо-сбытовых и торговых надбавок к ценам на уголь и нефтепродукты, реализуемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.
27. Установление розничных цен на газ, реализуемый населению для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд (кроме газа для заправки автотранспортных средств), не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности, за исключением розничных цен на сжиженный газ.
28. Установление розничных цен на сжиженный газ, реализуемый населению для бытовых нужд, кроме газа для заправки автотранспортных средств, не связанных с осуществлением предпринимательской (профессиональной) деятельности.
29. Установление платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих ее величину.
30. Утверждение по согласованию с газораспределительными организациями специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа по газораспределительным сетям для финансирования межрегиональных и региональных программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций.
31. Установление цен на топливо твердое, топливо печное бытовое и керосин, реализуемые гражданам, управляющим организациям, товариществам собственников жилья, жилищным, жилищно-строительным или иным специализированным потребительским кооперативам, созданным в целях удовлетворения потребностей граждан в жилье.
32. Установление предельных размеров оптовых надбавок и предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов, на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги).
33. Установление экономически обоснованного уровня тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, а также тарифов, сборов и платы за данные перевозки, оплачиваемые пассажирами при осуществлении поездок в пригородном сообщении.
34. Установление регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом по муниципальным маршрутам в городском, пригородном и междугородном сообщениях, межмуниципальным маршрутам в пригородном и междугородном сообщениях.
35. Установление регулируемых тарифов на регулярные перевозки пассажиров и багажа городским наземным электрическим транспортом по муниципальным маршрутам в городском сообщении на территории края.
36. Установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа воздушным транспортом на местных авиалиниях.
37. Установление тарифов на перевозки грузов, пассажиров и багажа воздушным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.
38. Установление тарифов на перевозки пассажиров и багажа внутренним водным транспортом в местном сообщении и на переправах.
39. Установление тарифов на перевозку грузов, пассажиров и багажа морским, речным транспортом в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях края.
40. Установление цен (тарифов) на транспортные услуги, оказываемые на подъездных железнодорожных путях организациями промышленного железнодорожного транспорта и другими хозяйствующими субъектами независимо от организационно-правовой формы, за исключением организаций федерального железнодорожного транспорта.
41. Установление цен (тарифов, сборов) на услуги субъектов естественных монополий в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
42. Установление размера платы за выдачу разрешения, выдачу дубликата разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси.
43. Определение базового уровня тарифа на перемещение и хранение задержанных транспортных средств.
44. Установление тарифа на перемещение и хранение задержанного транспортного средства.
45. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике в части обоснованности величины цен (тарифов) и правильности применения цен (тарифов), регулируемых Министерством, использования инвестиционных ресурсов, включаемых в регулируемые указанными органами цены (тарифы), применения территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы, а также соблюдения стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничных рынков.
46. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части обоснованности установления, изменения и применения цен (тарифов).
47. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части соблюдения стандартов раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями.
48. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.
49. Осуществление регионального государственного контроля (надзора) в сфере регулируемых государством тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами.
50. Осуществление контроля за целевым использованием финансовых средств, полученных от введения специальных надбавок к тарифам на транспортировку газа газораспределительными организациями.
51. Осуществление государственного контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.
52. Осуществление государственного контроля деятельности субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, включенных в реестр субъектов естественных монополий и не вошедших в перечень субъектов естественных монополий в сфере услуг в транспортных терминалах, портах и аэропортах, государственное регулирование которых осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
53. Осуществление контроля соблюдения уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций.
54. Утверждение нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии теплоносителя по тепловым сетям, за исключением тепловых сетей, расположенных в поселениях, городских округах с численностью населения пятьсот тысяч человек и более, в городах федерального значения (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода).
55. Утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода).
56. Утверждение нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.
57. Установление уровня надежности и качества реализуемых товаров (услуг) для электросетевых организаций в установленном порядке.
58. Установление требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, в случае, если цены (тарифы) на товары, услуги таких организаций подлежат установлению Министерством.
59. Обеспечение в поселениях, городских округах, не отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, в целях информирования теплоснабжающих организаций, теплосетевых организаций и потребителей расчета и размещения на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет уровня цен на тепловую энергию (мощность), определенного в соответствии с Правилами определения в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая правила индексации предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), технико-экономическими параметрами работы котельных и тепловых сетей, используемыми для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утверждаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
60. Установление социальной нормы потребления населением энергетических ресурсов, а также пониженных цен (тарифов), применяемых при расчетах за объем потребления энергетических ресурсов (услуг по их доставке), соответствующий социальной норме потребления.
61. Утверждение производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и контроль за их выполнением, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий производственных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.
62. Утверждение производственных программ в области обращения с твердыми коммунальными отходами в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
63. Осуществление раскрытия информации о регулируемых видах деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии со стандартами раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
64. Утверждение плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.
65. Выбор методов регулирования тарифов организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение.
66. Выбор метода регулирования тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в соответствии с федеральным законодательством.
67. Осуществление в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, согласования значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера).
68. Осуществление в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", согласования значений долгосрочных параметров государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, включаемых в конкурсную документацию.
69. Осуществление в установленном Правительством Российской Федерации порядке согласования решения организатора конкурса или концедента о выборе метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении".
70. Предоставление по запросу организатора конкурса или концедента в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере теплоснабжения, информации о ценах, величинах, значениях и параметрах, включаемых в конкурсную документацию.
71. Согласование в случаях, установленных законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях, установления, изменения и корректировки регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые концессионером товары и оказываемые услуги до конца срока действия концессионного соглашения по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения и корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, а также иными нормативными правовыми актами края.
72. Согласование в случаях, установленных Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", установления, изменения и корректировки регулируемых цен (тарифов) на производимые и реализуемые арендатором товары и оказываемые услуги в сфере теплоснабжения до конца срока действия договора аренды по правилам, действующим на момент соответственно установления, изменения и корректировки цен (тарифов) и предусмотренным федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края, а также иными нормативными правовыми актами края.
73. Принятие в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" решений о частичной или полной отмене регулирования тарифов на тепловую энергию (мощность), о введении регулирования тарифов в сфере теплоснабжения после его отмены.
74. Урегулирование споров, связанных с применением территориальными сетевыми организациями платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
75. Осуществление мониторинга уровня регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" цен (тарифов) и влияющих на их изменение факторов, а также уровня нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
76. Участие в формировании сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по краю.
77. Представление с использованием координат сведений о месте нахождения Министерства (наименование, режим работы), посредством размещения указанных сведений в государственной геоинформационной системе органов исполнительной власти Красноярского края и размещение указанных сведений на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.
78. Представление в федеральный орган исполнительной власти в области регулирования тарифов:
предложений об установлении предельных уровней цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, теплоснабжения;
информации и необходимых материалов по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) в соответствии с перечнем и условиями предоставления такой информации, определенными федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов;
информации и необходимых материалов по вопросам установления, изменения и применения тарифов, в том числе установления и изменения предельных уровней цен на тепловую энергию (мощность), регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", в случаях, в формате и в сроки, которые установлены Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", а также правилами предоставления информации в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;
информации о величине перекрестного субсидирования и ее поэтапном сокращении в крае в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике";
до 1 апреля года, следующего за отчетным, отчета о своей деятельности;
заключения об обоснованности предложений организаций, осуществляющих услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории края, в отношении установления (изменения) цен (тарифов).
79. Министерство вправе:
запрашивать и получать у органов местного самоуправления, организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, информацию и необходимые материалы по вопросам установления, изменения и применения цен (тарифов), регулируемых в соответствии с Федеральными законами от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" и от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", определения и применения нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) по форме и в сроки, которые определены Министерством;
осуществлять сбор информации о ценах (тарифах), установленных и регулируемых в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", о нерегулируемых ценах на электрическую энергию (мощность) и об их применении;
утверждать в соответствии со стандартами раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями с учетом отраслевых, технологических, структурных, географических и других особенностей деятельности указанных организаций формы предоставления теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями информации, к которой обеспечивается свободный доступ, и правила заполнения теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями форм предоставления информации, утвержденных в установленном порядке.
80. Опубликование отчета о деятельности Министерства.
81. Утверждение административных регламентов, регулирующих деятельность Министерства.
82. Рассмотрение дел об административных правонарушениях в случаях, установленных действующим законодательством.
83. Осуществление бюджетных полномочий главного распорядителя бюджетных средств и бюджетных полномочий главного администратора доходов краевого бюджета в случаях, установленных законом края о краевом бюджете.
84. Представление интересов края в установленном порядке в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах государственной власти края и иных государственных органах края, органах местного самоуправления, учреждениях, предприятиях и иных организациях по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
85. Получение в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов государственной власти края и иных государственных органов края, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий и иных организаций информации, необходимой для осуществления компетенции Министерства.
86. Рассмотрение обращений граждан и организаций по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, в установленном порядке.
87. Обеспечение доступа к информации о деятельности и решениях Министерства в установленном порядке.
88. Обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, и иной информации в соответствии с действующим законодательством.
89. Организация хранения, комплектования, учета и использования архивных документов Министерства.
90. Организация и обеспечение мобилизационной подготовки и мобилизации Министерства.
91. Организация и обеспечение гражданской обороны в Министерстве.
92. Осуществление противодействия коррупции в пределах своих полномочий.
93. Проведение конференций, совещаний и семинаров, обеспечение приема делегаций и отдельных лиц по вопросам, входящим в компетенцию Министерства.
94. Выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), находящихся в оперативном управлении Министерства.
95. Создание экспертных и рабочих групп для рассмотрения вопросов, отнесенных к компетенции Министерства, а также совещательных органов в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами края.
96. Издание приказов по вопросам, входящим в компетенцию Министерства, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
97. Осуществление иных полномочий в соответствии с действующим законодательством.
Предельная численность государственных гражданских служащих и иных работников министерства тарифной политики Красноярского края установлена Распоряжением Губернатора Красноярского края от 25.07.2022 N 467-рг в количестве 72 единиц, в том числе государственных гражданских служащих - 70 единиц.
Для определения основных направлений деятельности Министерства и принятия решений об утверждении цен (тарифов) и их предельных уровней образуется коллегиальный орган - правление, общей численностью не более 9 человек.
В состав правления без права передачи полномочий иным лицам входят работники Министерства в количестве не более 7 человек и один представитель антимонопольного органа при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов), а при рассмотрении и принятии решений по вопросам регулирования цен (тарифов) в области электроэнергетики - также один представитель от совета рынка. Представитель антимонопольного органа входит в состав правления с правом совещательного голоса (не принимает участия в голосовании).
Министр тарифной политики края является председателем правления, утверждает персональный состав правления, а также порядок его деятельности.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В 2022 ГОДУ
В соответствии с действующими федеральными законами, нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов (цен), тарифы в Красноярском крае на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение, водоотведение, газоснабжение, твердые коммунальные отходы, теплоноситель, услуги по передаче электрической (тепловой) энергии, услуги в сфере транспорта, тарифы на твердое топливо, реализуемое населению, размеры платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, платы за подключение к системе теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, сбытовые надбавки гарантирующих поставщиков, утверждались приказами Министерства.
В 2022 году проведено 132 заседания правления Министерства, на которых принято 1719 тарифных решений по установлению тарифов (цен) для организаций, осуществляющих регулируемую деятельность на территории Красноярского края.
В установленные сроки в 2022 году в Федеральную антимонопольную службу направлены обоснованные предложения на 2023 год по установлению предельных уровней тарифов на тепловую и электрическую энергию, услуги по передаче электрической энергии по сетям организаций, осуществляющих деятельность на территории Красноярского края.
В рамках исполнения законодательства по работе с обращениями граждан на территории края согласно закону от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" в 2022 году была проведена следующая работа по обращениям граждан:
проведено 4 личных приема граждан;
дано 467 письменных разъяснений, в том числе по обращениям граждан к депутатам Законодательного Собрания Красноярского края, по вопросам формирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию, водоснабжение и водоотведение, газоснабжение, тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, тарифов в сфере транспорта, для различных категорий потребителей, в частности, пенсионеров, жителей сельской местности, членов садоводческих товариществ и гаражных кооперативов, индивидуальных предпринимателей по структуре тарифов, по льготам для различных категорий потребителей, по применению социальной нормы потребления электроэнергии и другим вопросам, находящимся в компетенции Министерства.
Во втором полугодии 2022 года Министерством была проведена экспертиза по делам об установлении (корректировке) тарифов (цен) для организаций, оказывающих услуги в сфере электроснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, обращения с твердыми коммунальными отходами на 2023 год.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАРИФОВ
Государственное регулирование тарифов в 2022 году осуществлялось в соответствии с Федеральными законами от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", от 31.03.1999 N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", постановлениями Правительства Российской Федерации и приказами Федеральной антимонопольной службы.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 г. по 31 декабря 2023 г. и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2053) в 2023 году индексация тарифов на услуги ЖКХ перенесена с 1 июля 2023 года на 1 декабря 2022 года. За счет данного решения более полутора лет индексация тарифов проводиться не будет. Следующая индексация ожидается только с 1 июля 2024 года. Перенос сроков вызван необходимостью обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране, сохранения предоставления качественных жилищно-коммунальных услуг для населения. Индексация тарифов необходима для обновления теплотрасс, водопроводов и других объектов коммунальной инфраструктуры.
С учетом норм Постановления N 2053 средневзвешенный рост тарифов по каждому виду коммунальных услуг не превысил 9%, без учета цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в городах Канск и Красноярск - городских округах, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения.
Постановлением N 2053 предусмотрено утверждение предельных индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги по субъектам РФ с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года в размере 9% по отношению к ноябрю 2022 года с учетом применения предельно допустимых отклонений по отдельным муниципальным образованиям в субъектах РФ, утвержденных Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 N 2490-р (по Красноярскому краю 2,7%).
В соответствии с подпунктом 6 пункта 4 Постановления N 2053 предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям, утвержденные Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 N 2490-р, действуют по 31 декабря 2022 года.
В соответствии с Указом Губернатора Красноярского края от 25.11.2022 N 342-уг "Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Красноярского края на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года" предельный (максимальный) индекс изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях края составляет:
С 01.12.2022 по 31.12.2022 - 9%, в городах Канск и Красноярск составляет 11,7% (с учетом предельно допустимого отклонения, утвержденного Распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 N 2490-р, в размере 2,7%);
С 01.01.2023 по 31.12.2023 - 0%.
При этом сохраняется принцип неизменности набора потребляемых коммунальных услуг, предусмотренный пунктом 4 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 N 400 "О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации".
Это означает, что совокупная плата за коммунальные услуги (сумма расходов на оплату электроэнергии, тепловой энергии, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, за обращение с твердыми коммунальными отходами, а не отдельных видов услуг) с 1 декабря 2022 года не должна превышать 9%, а в городских округах Канск и Красноярск, отнесенных к ценовым зонам теплоснабжения, 11,7% к совокупной плате за коммунальные услуги, начисленной в ноябре 2022 года, с учетом сопоставимых (неизменных) объемов коммунальных услуг.
С января 2023 года плата не должна превышать размер совокупной платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объемов и нормативов в декабре 2022 года и тарифов декабря 2022 года.
Изменение величины совокупной платы за коммунальные услуги обусловлено не только изменением величины тарифов на коммунальные ресурсы, но и изменением объемов их потребления.
В целях реализации механизма ограничения роста платы граждан за коммунальные услуги предельными индексами в крае принят Закон от 01.12.2014 N 7-2835 "Об отдельных мерах по обеспечению ограничения платы граждан за коммунальные услуги" (далее - Закон).
Согласно данному Закону, если плата гражданина превышает предельный индекс, то исполнители коммунальных услуг производят ее снижение и получают компенсацию части платы граждан за коммунальные услуги.
В случае если исполнителями коммунальных услуг выступают несколько лиц из числа ресурсоснабжающих организаций, то компенсация производится исполнителю коммунальных услуг, предоставляющему коммунальную услугу, плата за которую в общей сумме платежей за коммунальные услуги имеет наибольший удельный вес.
Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям на розничных рынках, в том числе населению и приравненным к нему категориям потребителей, на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, на 2023 год установлены Приказом Федеральной антимонопольной службы от 11.10.2022 N 734/22 и в среднем по субъекту составляют (без НДС):
С 01.01.2023 по 31.12.2023 - минимальный уровень 267,00 коп./кВт.ч, максимальный уровень 300,47 коп./кВт.ч.
Тарифы на 2023 год установлены Министерством в рамках указанных предельных уровней и введены в действие с 01.12.2022 с учетом Постановления N 2053.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые потребителям на территории Красноярского края, на 2023 год также установлены с учетом норм Постановления N 2053, предусматривающих увеличение на 9 процентов утвержденных в субъектах тарифов, действующих по состоянию на 30.11.2022, с 01.12.2022 по 31.12.2023.
Установление сбытовых надбавок гарантирующего поставщика электрической энергии на 2023 год осуществлено с учетом оптимизации расходов. Необходимая валовая выручка определена в соответствии с Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными Приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 N 1554/17. Сбытовые надбавки для тарифной группы "Население и приравненные к нему категории потребителей" установлены Министерством с учетом предельных уровней тарифов на электрическую энергию для населения на 2023 год, утвержденных Приказом Федеральной антимонопольной службы от 11.10.2022 N 733/22.
Долгосрочные тарифы на услуги, оказываемые потребителям в сфере теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения на 2019 - 2023 годы утверждены методом индексации установленных тарифов. На услуги по передаче электрической энергии по сетям территориальных сетевых организаций Красноярского края тарифы установлены на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
ЦЕНОВЫЕ ЗОНЫ ТЕПЛОСНАБЖЕНИЯ
Распоряжениями Правительства Российской Федерации от 17.04.2020 N 1056-р и 1057-р городские округа город Канск и город Красноярск отнесены к ценовым зонам теплоснабжения.
Особенности правового регулирования в ценовых зонах теплоснабжения определены главой 5.1 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении", Постановлением Правительства РФ от 15.12.2017 N 1562 "Об определении в ценовых зонах теплоснабжения предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), включая индексацию предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), и технико-экономических параметров работы котельных и тепловых сетей, используемых для расчета предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность)" (далее - Правила 1562), Постановлением Правительства РФ от 23.07.2018 N 860 "Об отдельных вопросах ценообразования на тепловую энергию (мощность) в ценовых зонах теплоснабжения".
В ценовых зонах теплоснабжения осуществляется государственное регулирование следующих видов цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:
1) предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность);
2) тарифы на теплоноситель в виде воды, поставляемый едиными теплоснабжающими организациями потребителям и теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения);
3) тарифы на горячую воду, поставляемую едиными теплоснабжающими организациями потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленные в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию;
4) плата за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения в случае, если стороны договора не достигли соглашения о размере платы за подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
Ценовые зоны теплоснабжения - поселения, городские округа в которых цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую единой теплоснабжающей организацией (далее - ЕТО) в системе теплоснабжения потребителям, ограничены предельным уровнем цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям единой теплоснабжающей организацией.
В соответствии со статьей 23.4 Федерального закона "О теплоснабжении" в ценовых зонах теплоснабжения цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую потребителям регулированию не подлежат, а утверждается предельный уровень цены на тепловую энергию (мощность).
Приказами Министерства от 14.11.2022 N 81-п и N 82-п в соответствии с Правилами 1562 утверждены предельные уровни цены на тепловую энергию (мощность) на территории г. Красноярска и г. Канска соответственно, в отношении каждой ЕТО (в соответствии с утвержденными схемами теплоснабжения г. Красноярска и г. Канска) с указанием номера (индекса) технологически изолированной зоны действия (система теплоснабжения).
Конечный тариф на тепловую энергию, в отношении потребителей каждой конкретной зоны действия ЕТО, определяется соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного указанными выше приказами Министерства.
На официальных сайтах администраций города Красноярска и города Канска размещены заключенные между ЕТО и указанными администрациями соглашения об исполнении схемы теплоснабжения. Данные соглашения, помимо прочего, предусматривают применение к предельному уровню цены на тепловую энергию понижающего коэффициента, определенного в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 23.07.2018 N 860.
В соответствии со статьей 23.4 Федерального закона "О теплоснабжении" в ценовых зонах теплоснабжения утверждаются тарифы на горячую воду, поставляемую ЕТО потребителям с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), установленные в виде формулы двухкомпонентного тарифа с использованием компонента на теплоноситель и компонента на тепловую энергию. При этом компонент на тепловую энергию определяется в следующем виде: "числовое значение определяется единой теплоснабжающей организацией равным цене на тепловую энергию (мощность), определенной соглашением сторон договора теплоснабжения, но не выше предельного уровня цены на тепловую энергию (мощность), утвержденного органом регулирования".
ТАРИФЫ ДЛЯ НАСЕЛЕНИЯ
Приказом Федеральной антимонопольной службы от 11 октября 2022 года N 733/22 "О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2023 год" установлены предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению Красноярского края, на 2023 год в пределах социальной нормы потребления и сверх социальной нормы потребления электрической энергии.
Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов
на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению
и приравненным к нему категориям потребителей,
по Красноярскому краю на 2023 год
коп./кВт.ч (с НДС)
с 01.01.2023 по 31.12.2023 |
|||
в пределах социальной нормы потребления электрической энергии |
сверх социальной нормы потребления электрической энергии |
||
минимум |
максимум |
минимум |
максимум |
121,00 |
325,00 |
480,00 |
523,00 |
В рамках указанных предельных уровней Приказом Министерства от 18.11.2022 N 83-э установлены тарифы на электрическую энергию для населения на 2023 год:
для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, в пределах социальной нормы электропотребления установлен тариф в размере 3,25 руб./кВт.ч (с НДС);
для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными газовыми плитами, сверх социальной нормы электропотребления тариф на электрическую энергию установлен на экономически обоснованном уровне в размере 5,23 руб./кВт.ч (с НДС).
В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, применяется понижающий коэффициент 0,7.
С учетом данной нормы для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, в пределах социальной нормы электропотребления, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в пределах социальной нормы электропотребления установлен тариф в размере 2,28 руб./кВт.ч (с НДС);
для населения, проживающего в городских населенных пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками, сверх социальной нормы электропотребления, а также для населения, проживающего в сельских населенных пунктах, сверх социальной нормы электропотребления установлен тариф в размере 3,66 руб./кВт.ч (с НДС).
Рост тарифов на электрическую энергию для населения в пределах социальной нормы электропотребления и сверх социальной нормы электропотребления составил 109% по отношению к тарифам, действовавшим в ноябре 2022 года.
С учетом норм Постановления N 2053 тарифы на 2023 год введены в действие с 01.12.2022.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЫ ЗА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРИСОЕДИНЕНИЕ
В соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Федеральным законом от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" и Федеральным законом от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" установление платы за технологическое присоединение к электрическим сетям и платы за подключение к системе теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
В 2022 году принято 325 тарифных решений по установлению платы за технологическое присоединение к электрическим сетям, стандартизированных тарифных ставок, платы за подключение к системе теплоснабжения, тарифов на подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоснабжения и водоотведения.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ
РЕГИОНАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ
(НАДЗОРА) В
ОБЛАСТИ РЕГУЛИРУЕМЫХ ГОСУДАРСТВОМ ЦЕН (ТАРИФОВ)
МИНИСТЕРСТВОМ
ТАРИФНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОЯРСКОГО КРАЯ
В 2022 ГОДУ
Министерство в пределах своей компетенции, закрепленной Положением о министерстве тарифной политики Красноярского края, утвержденным Постановлением Правительства Красноярского края от 03.07.2018 N 380-п, в 2022 году осуществляло следующие полномочия:
региональный государственный контроль (надзор) за регулируемыми государством ценами (тарифами) в электроэнергетике;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения;
региональный государственный контроль (надзор) в области регулируемых государством тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
региональный государственный контроль (надзор) за установлением и (или) применением регулируемых государством цен (тарифов) в области газоснабжения;
региональный государственный контроль (надзор) в сферах естественных монополий.
С 1 июля 2021 года вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле" (далее - Федеральный закон N 248-ФЗ), который изменил подход к осуществлению государственного контроля (надзора) и закрепил приоритет профилактических мероприятий по отношению к контрольным (надзорным) мероприятиям.
В соответствии с требованиями Федерального закона N 248-ФЗ, а также Постановления Правительства Российской Федерации от 03.11.2021 N 1915 "Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного контроля (надзора) в области государственного регулирования цен (тарифов)", Министерством разработаны и приняты положения по всем видам государственного контроля (надзора), полномочия по осуществлению которых входят в компетенцию Министерства, которыми плановые контрольные (надзорные) мероприятия (плановые проверки) не предусмотрены.
Внеплановые проверки в 2022 году Министерством не проводились ввиду отсутствия оснований.
Региональный государственный контроль (надзор) в области государственного регулирования цен (тарифов) (далее - региональный контроль) осуществлялся Министерством в 2022 году посредством: проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, а также посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований.
В 2022 году Министерством проведены следующие контрольные (надзорные) мероприятия без взаимодействия с контролируемыми лицами (далее - мероприятия без взаимодействия) посредством наблюдения за соблюдением обязательных требований (далее - наблюдение):
1. Наблюдение за соблюдением территориальными сетевыми организациями (далее - ТСО) стандартов раскрытия информации в части размещения отчетов о реализации инвестиционных программ на официальном сайте федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (Приказы Министерства от 12.04.2022 N 44-о, от 23.05.2022 N 61-о, от 15.08.2022 N 146-о, от 14.11.2022 N 171-п). По результатам наблюдения Министерством объявлено ТСО 4 предостережения о недопустимости нарушения обязательных требований (далее - предостережение).
2. Наблюдение в части стандартов раскрытия информации в области обращения с твердыми коммунальными отходами (Приказ Министерства от 05.04.2022 N 39-о), по результатам которого Министерством объявлено 19 предостережений контролируемым лицам.
3. Наблюдение в части стандартов раскрытия информации в сфере теплоснабжения (Приказ Министерства от 06.06.2022 N 68-о), по результатам которого Министерством объявлено 68 предостережений контролируемым лицам.
4. Наблюдение в части стандартов раскрытия информации в сферах естественных монополий (Приказы Министерства от 26.10.2022 N 166-о, от 26.10.2022 N 167-о), по результатам которого Министерством объявлено 1 предостережение контролируемому лицу.
Также в 2022 году должностные лица Министерства принимали участие в 3 плановых документарных проверках, проводимых министерством промышленности, энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Красноярского края в части осуществления контроля за реализацией инвестиционных программ субъектов электроэнергетики в 2021 году, в отношении следующих юридических лиц: ООО "Электрические сети Сибири", ООО "ЕнисейСетьСервис", МУП электрических сетей г. Зеленогорска.
В отчетном периоде Министерством осуществлялся региональный контроль посредством проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований, в соответствии с программами профилактики рисков причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям на 2022 год по видам регионального контроля, полномочия по осуществлению которых входят в компетенцию Министерства.
В 2022 году Министерством осуществлялись следующие мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований.
1. На официальном сайте Министерства www.mtpkrskstate.ru в разделе "Государственный контроль (надзор)" (далее - официальный сайт Министерства) размещены и поддерживаются в актуальном состоянии Перечни нормативных правовых актов и их отдельных частей, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю в рамках отдельного вида государственного контроля (надзора), осуществляемого министерством тарифной политики Красноярского края, а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.
2. В рамках проведения мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований Министерством осуществляется информирование контролируемых лиц по вопросам соблюдения обязательных требований, в том числе посредством разработки и опубликования информационных писем по соблюдению обязательных требований. В отчетном периоде на официальном сайте Министерства размещены следующие информационные письма:
о сроках предоставления документов на технологическое присоединение (подключение) к сетям электроснабжения, теплоснабжения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения;
о предоставлении отчетов о выполнении производственных программ в сфере водоснабжения и водоотведения;
о порядке предоставлении отчетов о выполнении производственных программ в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами;
о критериях отнесения собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, а также водопроводных сетей, используемых для оказания услуг по транспортировке горячей воды в закрытых системах теплоснабжения, к транзитным организациям;
о критериях отнесения собственников или иных законных владельцев тепловых сетей к теплосетевым организациям;
о применении организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем теплоснабжения;
о применении организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и водоотведения, тарифов, установленных в отношении лиц, ранее осуществлявших эксплуатацию систем водоснабжения и водоотведения;
о предоставлении организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, программ в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности;
о порядке ведения раздельного учета затрат по видам деятельности организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и единой системы классификации таких затрат".
3. В целях информирования контролируемых и иных заинтересованных лиц по вопросам соблюдения обязательных требований на официальном сайте Министерства также размещена следующая информация:
доклады об осуществлении регионального государственного контроля (надзора) в 2021 году по видам регионального контроля, полномочия по осуществлению которых входят в компетенцию Министерства;
перечень сведений, которые могут запрашиваться Министерством у контролируемого лица при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований, применяемых Министерством при осуществлении регионального государственного контроля (надзора);
сведения о порядке досудебного обжалования решений Министерства, действий (бездействия) его должностных лиц при осуществлении государственного контроля (надзора);
сведения о способах получения консультаций по вопросам соблюдения обязательных требований при осуществлении Министерством государственного контроля (надзора);
информация о мерах ответственности, применяемых при нарушении контролируемыми лицами обязательных требований;
материалы о мерах поддержки в 2022 году предпринимательского сообщества в части контрольной (надзорной) и разрешительной деятельности, подготовленные Минэкономразвития России.
4. Министерством объявлено 116 предостережений контролируемым лицам:
по результатам проведения Министерством наблюдения объявлено 92 предостережения контролируемым лицам, в том числе:
в сфере электроэнергетики - 4;
в области обращения с твердыми коммунальными отходами - 19;
в сфере теплоснабжения - 68;
в сферах естественных монополий - 1.
на основании поступивших в Министерство сведений о нарушении контролируемыми лицами обязательных требований в отчетном периоде Министерством объявлено 24 предостережения, в том числе:
в сфере теплоснабжения - 4;
в сфере водоснабжения и водоотведения - 18;
в сфере электроэнергетики - 1;
в области обращения с твердыми коммунальными отходами - 1.
5. Министерством ежегодно проводится обобщение правоприменительной практики осуществления Министерством регионального контроля. Доклады о результатах правоприменительной практики осуществления министерством тарифной политики Красноярского края регионального государственного контроля (надзора) в 2021 году по видам регионального контроля, полномочия по осуществлению которых входят в компетенцию Министерства, размещены на официальном сайте Министерства.
6. В 2022 году Министерством проведено 14 обязательных профилактических визитов в отношении контролируемых лиц, приступающих к осуществлению регулируемых видов деятельности, в том числе:
в сфере теплоснабжения - 6;
в сфере водоснабжения и водоотведения - 7,
в электроэнергетике - 1.
7. Должностными лицами Министерства в отчетном периоде проведено 29 консультаций контролируемых лиц.
В 2022 году по результатам возбужденных прокуратурой дел об административном правонарушении Министерством вынесено 8 постановлений в отношении следующих юридических лиц:
ООО "Сибирская коммунальная компания" (в сфере теплоснабжения, водоснабжения) по части 10 статьи 9.16 КоАП РФ, директору назначено административное наказание в виде предупреждения о недопустимости правонарушения;
ООО "Ангарская ТГК" (в сфере теплоснабжения) по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 100 тыс. руб.;
ИП Берендеев С.В. (в сфере водоснабжения) постановление о прекращении ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения;
МУП "Водоканал" Синеборского сельсовета (в сфере водоснабжения) по части 10 статьи 9.16 КоАП РФ, директору назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 тыс. руб.;
МУП "Водоканал" Иджинского сельсовета (в сфере водоснабжения) по части 10 статьи 9.16 КоАП РФ, директору назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 тыс. руб.;
ООО "Сибирская коммунальная компания" (в сфере теплоснабжения, водоснабжения) по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения о недопустимости правонарушения;
МУП "Водоресурс" Есаульского сельсовета (в сфере водоснабжения) по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ и назначено административное наказание в виде предупреждения о недопустимости правонарушения;
ГПКК "ЦРКК" (в сфере водоснабжения) постановление о прекращении ввиду отсутствия события и состава административного правонарушения;
В отчетном периоде уплачено (взыскано) административных штрафов на сумму 385,2 тыс. руб., в том числе в рамках исполнения постановлений Министерства о назначении административных наказаний 2021 года уплачены (взысканы) административные штрафы на общую сумму 325,2 тыс. руб.
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАРИФНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В 2022 ГОДУ
Указами Президента Российской Федерации Путина В.В. от 09.05.2017 N 203 "О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы" и от 07.05.2018 N 204 "О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года" определены национальные цели и стратегические задачи развития Российской Федерации на период до 2030 года. Указанные цели и задачи являются важным посылом для внедрения интеллектуальных систем управления на базе цифровых технологий в министерстве тарифной политики Красноярского края. Тема цифрового тарифного регулирования активно обсуждается государственными органами и экспертным сообществом.
В ФАС России разработан комплекс мер по автоматизации контроля принятия тарифных решений, интерактивная карта цен и тарифов, автоматизация формирования сводного прогнозного баланса в цифровом виде, а также введение метода эталонных затрат в сферах водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.
Цифровые решения, которые сегодня внедряются в тарифном и антимонопольном регулировании, позволят обеспечить полноту охвата данных, прозрачность и качество принимаемых решений в сфере тарификации, а также повысят оперативность реагирования со стороны антимонопольных органов в случае выявления нарушений. Использование цифровых подходов поможет не только повысить качество оказываемых услуг, но и сдерживать рост цен.
С марта 2021 года начал работать "федеральный тарифный светофор", который автоматически анализирует ошибки региональных органов регулирования при установлении тарифов. Они заполняют электронные шаблоны-таблицы с параметрами тарифного решения, а система красным цветом выделяет ошибки, зеленым - корректные значения. Сейчас он проводит анализ по 10 параметрам, а в 2023 году сможет анализировать тарифные решения уже по 100 параметрам.
В 2022 году ФАС России разработала и утвердила унифицированные электронные формы экспертного заключения в сфере водоснабжения и водоотведения, подлежащие применению по всей стране. Такие формы учитывают различные региональные практики и подходы в тарифном регулировании, объединив в себе объективно сложившиеся особенности субъектов РФ.
Формирование экспертных заключений на базе ЕИАС ФАС России обеспечит их взаимодействие и интеграцию с данными других мониторингов и аналитических отчетных форм. Это позволит в режиме реального времени отслеживать параметры тарифов, проводить ретро- и перспективный анализ экономических параметров тарифных решений в каждом субъекте РФ и по стране в целом.
Унификация форм экспертного заключения поможет внедрить функцию превентивного контроля посредством инструмента "Федерального тарифного светофора", который будет сопоставлять затраты регулируемых организаций с "эталонными затратами" до принятия итогового тарифного решения.
Внедрение унифицированных электронных форм экспертного заключения позволит повысить качество, открытость и прозрачность принимаемых тарифных решений, предотвратить возможные нарушения действующего законодательства.
Подчеркивая значимость цифрового тарифного регулирования, в Министерстве отнесли цифровизацию и цифровую трансформацию к важнейшим вопросам развития государственного регулирования тарифов. Это подтверждается реализацией нацпроекта "Цифровая экономика" и соответствует национальной цели развития России на период до 2030 года "Цифровая трансформация".
Министерство уже реализовало ряд проектов по цифровизации своей деятельности. К примеру, осуществляется прием шаблонов с расчетом тарифов и работает региональный портал раскрытия информации, интегрированный с федеральной Единой информационно-аналитической системой (ЕИАС ФАС России), в целях автоматизации процесса регионального государственного надзора за соблюдением организациями стандартов раскрытия информации.
В 2022 году Министерство продолжило работу по автоматизации тарифного регулирования и перехода деятельности Министерства и регулируемых организаций в цифровое пространство.
Министерством активно проводилась работа по внедрению ведомственной информационной системы автоматизации функций тарифного регулирования на территории Красноярского края "Енисей - Тариф" (далее - ИСЕТ).
Обработка данных включает в себя множество проверок: от форматно-логического контроля формы сбора до перекрестной выверки данных с информацией, представленной в сторонних источниках (общероссийские справочники и классификаторы, справочники федерального и регионального уровня, другие формы сбора).
Использование веб-технологий обеспечивает пользователям доступ к платформе тарифного регулирования в Интернет с любых устройств через веб-браузер.
Программное обеспечение помогает автоматизировать процесс ведения тарифных решений, а также облегчает отправку (интеграцию) данных в информационные ресурсы (ГИС ЖКХ, ФАС России, сайт органа регулирования и другие).
Отличительной особенностью информационной системы является то, что в качестве интерфейсов для работы пользователей используются привычные для большинства регулируемых организаций инструменты ЕИАС. Данное программное обеспечение является свободным для использования. Формат электронной подписи также является совместимым с ЕИАС, таким образом, регулируемые организации не несут дополнительных затрат на приобретение отдельной электронной подписи. Описанная совместимость имеет дополнительный плюс - при помощи информационной системы, Министерство может запрашивать у регулируемых организаций, в том числе шаблоны, отчетность по которым должна предоставляться в ФАС России, благодаря чему система может служить своего рода буфером для запроса и аккумуляции отчетов от организаций.
За 2022 год в рамках ИСЕТ при использовании компонентов системы произведен сбор и обработка следующей информации.
Система сбора данных "Экспресс-отчетность":
регулируемые организации, получившие запросы на предоставление отчетности - 535;
направленные запросы на предоставление отчетности - 19121;
сопроводительные документы, загруженные пользователями в хранилище данных - 28302.
Информационно-аналитическая система "Тарифные решения":
заходы в систему - 421;
созданные тарифные решения - 309;
организации, по которым заведен минимум 1 тариф - 325;
использование функции скачивания документов - настроено.
Аналитическая система "Раскрытие информации":
мониторинги факта раскрытия и сбора показателей в разрезе регулируемых организаций - 18226;
запросы на устранение нарушений - 12508;
организации, по которым осуществляется мониторинг раскрытия - 798;
организации, участвующие в запросах на устранение нарушений - 954;
ответы организаций, участвующих в запросах на устранение нарушений - 386;
использование фильтров - 558;
сформированные документы - 79.
Расчет тарифа в сфере водоснабжения/водоотведения:
запуск шаблона;
организации, заведенные в Реестре - 189;
организации, участвующие в запросе на предоставление отчета - 179;
организации, по которым предоставлен отчет - 95;
переходы в версию Регулятора - 45.
Расчет тарифа в сфере теплоснабжения:
запуск шаблона;
организации, заведенные в Реестре - 165;
организации, участвующие в запросе на предоставление отчета - 153;
организации, по которым предоставлен отчет - 74;
переходы в версию Регулятора - 39.
Расчет тарифа в сфере твердых коммунальных отходов:
осуществление запуска шаблона;
организации, заведенные в Реестре - 26;
организации, участвующие в запросе на предоставление отчета - 22;
организации, по которым предоставлен отчет - 8.
Расчет тарифа в сфере электроэнергетики:
запуск шаблона;
организации, заведенные в Реестре - 147;
организации, участвующие в запросе на предоставление отчета - 45;
организации, по которым предоставлен отчет - 39;
переходы в версию регулятора - 27;
организации, участвующие в запросе на предоставление отчета по балансовым показателям - 45;
организации, по которым предоставлен отчет по балансовым показателям - 41.
В связи с международной обстановкой в 2022 году возникла необходимость в замене зарубежного программного обеспечения и оборудования на отечественное в ускоренном режиме.
В рамках мероприятий по замене программного обеспечения зарубежного производства (ведомственной информационной системы автоматизации функций тарифного регулирования на территории Красноярского края "Енисей-Тариф") на российское программное обеспечение, принято совместно с министерством цифрового развития Красноярского края решение о переходе на импортозамещенную систему "Платформа тарифного регулирования" (далее - Система).
Преимущества Системы:
отсутствие потребности в закупке Microsoft Excel для целей работы в Системе, как для органа регулирования, так и для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности (далее - РСО);
обеспечение возможности параллельного заполнения форм сбора данных ("шаблонов"): одну форму одновременно смогут заполнять несколько специалистов, что особо актуально для органа регулирования и крупных РСО;
единое окно входа (личный кабинет) с доступом ко всем формам сбора данных (переведенным на веб-технологии) и веб-модулям;
отсутствие потребности в установке или обновлении программного обеспечения (веб-модули обновляются без участия пользователя);
доступ с любого устройства без потребности в установке дополнительного программного обеспечения.
Такой подход расширяет функциональные возможности Системы, а также сохраняет совместимость региональной информационной системы с федеральной системой ФГИС ЕИАС.
В 2022 году продолжена работа по обеспечению безопасности информации, обрабатываемой Министерством, что предполагает эффективное информационное обслуживание и управление всеми средствами комплексной защиты информации, адекватное отражение угроз информационной безопасности, подчиненное единому замыслу. Главная цель принимаемых мер защиты информации состоит в том, чтобы гарантировать целостность, достоверность, доступность и конфиденциальность информации во всех ее видах и формах, включая документы и данные, обрабатываемые, хранимые и передаваемые в информационно вычислительных и телекоммуникационных системах Министерства, независимо от типа носителя этих данных.
Разработана система нормативных документов, действующих на правах стандартов, определяющих степень конфиденциальности информации, требуемый уровень защищенности объектов информатизации Министерства. Определена ответственность должностных лиц и сотрудников за соблюдение этих требований; реализацию комплекса организационных, инженерно-технических, технических и аппаратно-программных мероприятий по предупреждению несанкционированных действий с информацией и защиту ее от утечки по техническим каналам; предоставление пользователям необходимых сведений для сознательного поддержания установленного уровня защищенности объектов информатизации. Организован контроль эффективности принятых мер защиты и функционирования системы обеспечения информационной безопасности.
С целью обеспечения уверенности в осведомленности сотрудников Министерства об угрозах и проблемах, связанных с информационной безопасностью, об ответственности в соответствии с законодательством, сотрудники прошли обучение и тестирование по кибербезопасности.
Переход на цифровизацию государственного регулирования цен (тарифов) реализует возможность прямой интеграции с региональными и федеральными информационными системами, в том числе ФГИС ЕИАС и ГИС ЖКХ, снижает объем бумажного документооборота, увеличивает производительность расчетов тарифов, позволяет анализировать плановые затраты регулируемых организаций в сравнении с фактической финансово-хозяйственной деятельностью, обеспечивает полноту охвата данных, прозрачность и качество принимаемых решений в сфере тарификации, а также повышает оперативность реагирования со стороны ФАС России в случае выявления отклонений от нормативов.
Министр
тарифной политики
Красноярского края
М.Ю.ПОНОМАРЕНКО